СОБАЧЬЯ ЖИЗНЬ


Адрес:(РОЖДЕСТВЕНКА, ДОМ 2, МАрхИ)

Автор:Ольга Зинюкова, МАрхИ, 4 курс <тел. 210-14-69 или 8-902-165-40-11>


Ты живешь среди скучных серых домов, которые в пасмурный день сливаются с небом, и любишь смотреть на золотые купола в лучах солнца. Ты часами можешь бродить по московским переулкам среди каштанов и обшарпанных стен и ненавидишь грязные бетонные заборы вокруг твоего парка. Как ты можешь все это объяснить? Что такое красота и кто вправе решать, чем мы будем восхищаться лет этак через сто?

Я знаю, что одно место на земле никогда не перестанет мучиться подобными вопросами, – это Московский Архитектурный институт на Рождественке.

Каждое утро станция метро «Кузнецкий мост» переполнятся безумным количеством подрамников, папок, планшетов и этюдников, среди которых при желании можно разглядеть и самих юных «мархитекторов» или «мархишников» (студентов МАрхИ, для несведущих). Простому смертному лучше сразу скромно прижаться к мраморной стене – зашибут ведь и не заметят! До главного корпуса и потом вдоль всей Рождественки тянется вереница сонных мархишников, вид которых почему-то вызывается странную ассоциацию то ли с туристами, то ли с альпинистами. Стоит оговорить набор-минимум нашего студентozа. В руке – подрамник, в другой руке – трубочка из эскизов, кальки и еще чего-то непонятного, в третьей – коробка с макетом, в зубах – рейсшина, в волосах возможны кисточки, как, впрочем, и карандаш за ухом. Когда-то давно нам принадлежала вся улица, теперь осталось только здание особняка Воронцовых на углу Кузнецкого моста и несколько палат в Рождественском монастыре в конце улицы. Однако до сих пор вся она дом родной, в котором нам известны все закоулки и кафешки, про каждый дом есть своя байка, а в маленькой дверке продается классный картон. Поэтому, когда нога мархишника ступает на асфальт Рождественки, сразу становится ясно, кто в доме хозяин! Еще бы, прогуляйся с двумя метровыми подрамниками до монастыря и обратно, так все и станет родным, запомнишь все столбы, около которых ты переводил дух, и каждый сугроб, в который ты заваливался под тяжестью макета.

Так вот, с утра лишь немногие в состоянии дойти до монастыря, в котором ютятся кафедры живописи, скульптуры, «инглиша» и факультет промышленных зданий. Большинство же оседает у фонтана перед главным корпусом. Здесь царит атмосфера всеобщей любви и обожания, и в сознании мархишника именно это место самое-самое... Но главная достопримечательность – наш любимый собачениус – Мархи. Как ни странно, но эта дворняжка являет собой собирательный образ нашего студентOZа. Взъерошенная, голодная, вечно счастливая, а главное – постоянно в каких-то своих непонятных мыслях, которые периодически вырываются наружу. Мархи, например, очень выразительно смотрит на свой мячик, вертит головой и поднимает левое ухо – явно пытается что-то понять. И в этом есть что-то очень близкое духу мархитектора. Порой, витая в своих мыслях или решая важную для него проблему, он стоит посреди площади, крутит головой и водит карандашом по пачке сигарет, пытаясь зафиксировать свои идеи и чувства. А когда хочется запечатлеть какую-нибудь деталь на фасаде, он садится там, где стоял, и, забывая обо всем, достает из папки листочек, что-нибудь пишущее и начинает творить. Именно на этой почве мы знакомы с большинством здешних милиционеров, видящих в этом что-то подозрительное или опасное для общества.

Но вернемся к фонтану. К концу второй пары здесь уже прибавилось народу – большая перемена, как-никак. Фонтан – отправная точка в жизни каждого мархитектора, отсюда существуют только три пути: прямо пойдешь – в институт попадешь, направо пойдешь – окажешься либо в старой доброй столовой, либо в Интернет-кафе. Налево лучше не ходить – там находится очень серьезная кафедра с очень серьезным (и очень любимым) Байером – кафедра архитектурного материаловедения. Есть еще один вариант – не париться и постоять еще часок другой. За это время можно увидеть практически весь цвет общества, потрепаться и попить пивка, а уж потом пойти в столовку – там как раз рассосется толкучка. Классика жанра, располагается она в подвале с очень неприметным входом и скользкими ступеньками. У нашей обожаемой столовой есть целый ряд фишек, одна краше другой. Самая заметная – жуткая толчея на большой перемене, самая незаметная, как ни странно, – это то, что одна колонна круглая, а другая – квадратная, причем об этом узнают курсе на третьем, и то не сами замечают! Еще одна примочка – это наша тетя Таня – уникальный человек, у которой свой метод работы с молодежью. Из столовой можно сразу попасть в институт, пройдя либо по «лесенке-костоломке», либо по «коридору для пыток», как их у нас любя называют.

Вообще, МАрхИ славится своими загадочными лестницами из ниоткуда в никуда, причем из-за ремонта взору студентов периодически предстают то одни красоты, то другие. Иногда идешь по коридору, смотришь, в глухой стене проделали… отверстие и пропустили лестницу – это чтобы не обходить лишний раз. Творческий подход к делу, что и говорить!

Наконец мы добрались до главной лестницы, которая является своеобразным ориентиром, тем более что на втором этаже она расписана студентами. Как это ни странно, но второй этаж почему-то считается первым, здесь расположены все главные помещения. Если пройти по самому тихому коридору – с кабинетами ректора и проректора, то попадаешь в самый зверский коридор, в котором в дни сессии разыгрываются жуткие драмы. Именно здесь сконцентрированы наиболее трудно сдаваемые предметы, не будем тыкать пальцем... Первым делом бросается в глаза количество народа, которое чудом умещается на такой маленькой площади. Причем каждый норовит притащить с собой табуретку с кафедры рисунка, чтобы непременно сидеть. За время сидения в ожидании своей очереди здесь завязываются сессионные романы, травятся самые отвязные анекдоты и пересказывается детство. Ничто так не сближает, как совместная сдача по пять раз конструкций или основ строительного производства, поэтому, когда ты выходишь со сданной работой, весь народ в коридоре кажется просто самым родным и любимым на всей земле, и ты готов расцеловать каждого. В случае же неудачи тебя будут жалеть десятки глаз и давать тебе сотни советов – студенческое братство, елы-палы! За время зачетной недели можно выяснить распорядок дня каждого преподавателя, попытаться перехватить его «в свободную минутку», хорошенько потратить свои нервные клетки, которые, как известно, не восстанавливаются, и просто «опухнуть», но все эти жертвы достойны того кайфа, который наступает, когда ты наконец сможешь заорать на всю столовую «Я сдала!» и броситься от счастья в чьи-то крепкие объятия.

Но самое интересное начинается, когда ты последний раз в этом семестре покидаешь родной фонтан и бежишь паковать чемоданы. В это время вся плацкарта забита мархишниками, которые в поисках прекрасного разъезжаются по всей стране и оставляют на песках и снежных вершинах свои нетленные рисунки. Костер, песни – романтика, да и только… Более предусмотрительные берут папки и этюдники. Мы ездим по всей нашей необъятной родине, родители уже привыкли и, похоже, смирились с тем, что их дитя навсегда потеряло сон и покой, оказавшись в стенах родного Архитектурного. Может, они даже понимают, что на воле, среди бескрайних заснеженных полей и цветущих полян, лучше приходит вдохновение. И никогда не возникает проблемы, что рисовать – существует только безумное желание нарисовать сразу все!

После второго и третьего курсов проходит практика по рисунку и живописи, то есть летом уже официально мы едем рисовать вне стен родной кафедры рисунка. Студенты собираются в небольшие группы и вместе с преподавателями отправляются в какой-нибудь красивый город. На практику по рисунку, например, прошлым летом мы ездили в Питер. Такие поездки отличаются от простых занятий еще и тем, что за неделю существования бок о бок практически стирается барьер между нами и преподами. Художники – тонкие люди, поэтому в обучении очень важно чувствовать человека, ведь все происходит на интуитивном, образном уровне. Преподаватели вместе с нами рисуют, консультируют, мы вместе ходим на экскурсии. Можно поехать самим, без преподавателей, например, на практику по живописи мы ездили на Соловки. Но, конечно, в этом случае большую часть мы гуляли, катались по озерам, а рисовали в свободное от отдыха время.

Еще после третьего курса проводится практика по основам строительного производства (ОСП). Это мероприятие не менее захватывающее, чем поездка на Соловки. Мы проходили ее на домостроительном комбинате №1. Нет, мы ничего не бетонировали и не закладывали никуда арматуру, зато видели все это воочию, да еще с комментариями. За это от нас требовалась предельная внимательность и собранность, чтобы тебе не вылили на голову быстротвердеющую смесь цемента с крупным гравием или не придавили ненароком панелью. Причем такую практику проходят все факультеты.

Многие почему-то думают, что достаточно просто уметь рисовать, чтобы из тебя сделали профессионального архитектора. Но эта иллюзия исчезает уже на первом курсе, когда на тебя обрушивается шквал дисциплин. Несмотря на специализацию, которая начинается после второго курса, на всех факультетах обучение происходит одинаково: на ЖОЗе (жилые и общественные здания), проме, дизайне, реставрации, градо- и агропроме будущие архитекторы и дизайнеры изучают практически одни и те же предметы. Рисунок, конструкции, сопромат, философия, скульптура, транспорт, светология, социология, различные истории (искусства, архитектуры, градостроительства) и еще вагон и маленькая тележка сваливаются на хрупкие плечи мархишника. Так что первый месяц на новом курсе уходит на одно только запоминание новых названий типа «ИНЖОБ», «Сов-зар» или «ОСП». Учатся все вместе, существуют только небольшие различия в программах дизайнеров и градостроителей. Только диплом делается по своей специализации. Все дипломные работы выставляются в Белом зале, это настоящий триумф творчества.

Теперь, когда кто-то загорелся идеей идти учиться в МАрхИ, пора немного охладить его пыл и рассказать про поступление. Ежегодно каждое лето фонтан утешает сотни непоступивших. Конечно, художника каждый может обидеть. Несчастные, недобравшие один балл, могут попытаться попасть на платное обучение, некоторые запросто с такой подготовкой поступают в другие вузы с подобной специализацией, но самые одержимые будут штурмовать Рождественку и в следующем году. Чтобы поступить, надо потратить года два-три на тщательную подготовку, потому что требования предъявляются очень специфические. Шлифуется рисунок гипсовой головы, совершенствуется объемно-пространственное представление. Из года в год переходят от студентов к абитуриентам гипсовые головы Афродиты, Сократа, Цезаря и Антиноя. Будущий архитектор должен обладать идеальным пространственным воображением, поэтому еще сдают основы композиции и черчение в туши различных проекций. Эти дисциплины оцениваются по десятибалльной шкале. Еще проверяют умение писать и считать. Но решающее значение имеют все же творческие экзамены.

С первого раза проходит только один из пяти, но мечта остается, и многие поступают по три-четыре раза, оказываясь старше своих однокурсников. Но, как говориться, художник – вечный ребенок, поэтому перед фонтаном все равны: и стар, и млад. Зато, имея друзей-товарищей на старших курсах, можно спокойно просить их делиться накопленным опытом сдавания таких культовых предметов, как начерталка или конструкции. Чего греха таить, но технические предметы (чем они провинились?) наши студентOZы не жалуют. В коридоре можно запросто встретить увлеченно рисующего мархишника, который вместо того, чтобы учить сопромат, решил запечатлеть Венеру (не для преподавателей, а просто для себя). Свобода творчества процветает, и это очень приятно. Приятно, что ты можешь принести в МАрхИ свои рисунки или проекты и тебя с удовольствием проконсультирует любой преподаватель. Люди творческие, все понимают, сами такими были…

Но творческий потенциал находит выход не только таким традиционным образом. Он вырывается в виде душевных песен у фонтана (Макаревича знаете? – наше детище), периодически у кого-то просыпается талант писателя, а еще у кого-нибудь – актерско-режисерский, в этих случаях весь МАрхИ впихивается в наш любимый Красный зал и смотрит на творение своих героев. Как правило, подобные мероприятия постепенно перетекают в капустник с последующим всеобщим ликованием и песнями. После этого очень хорошо ведутся красивые разговоры про творчество, стремления и порывы, про ущемление личности и индивидуальность.

А как мы сдаем архитектурное проектирование в родном МархИ! Вся проблема в том, что красота субъективна: один «тащится», а другой морщится. Ты приносишь свой эскиз и с трепетом ожидаешь консультации преподавателя. Многое зависит от его личного взгляда и вкуса, он ведь тоже переживает за твой проект, как и ты, но его видение запросто может и не совпасть с твоим. Именно по этой причине наши проекты оценивает не отдельный препод, а комиссия, состоящая из преподавателей целого факультета. Два-три дня накануне сдачи проходит сплошняк. Изначально это называлось сплошным проектированием, но теперь уже никто этого не помнит, и периодически вывешиваются объявления: «ВНИМАНИЕ, 4-й курс!!! Сплошняк 29 – 30 мая». А это означает, что в эти дни с утра и до закрытия института в нескольких аудиториях будет кипеть неестественно оживленная жизнь. Они будут завалены подрамниками и макетами, а между ними будут скакать несчастные студенты, которые, как всегда, не успевают сделать подачу и доклеить макет. Вместе с ними суетятся преподы, пытаясь помочь всем сразу. В такие периоды активность рук повышается в десятки раз, мозги кипят, а желудок жалобно урчит, робко напоминая, что уже забыл, как выглядит нормальная еда. Питаются все преимущественно тем, что попадается, если вообще попадается. Каждая уважающая себя группа имеет свой чайник, мыло, полотенце и музыку. Несколько раз все дружно пьют чай, потом гасится свет и можно чуть-чуть поспать. Уже под вечер приходит комиссия, как всегда, не вовремя, и бедные студенты без сил вываливаются в коридор и медленно разбредаются по углам. После оценки комиссией происходит коллективное обсуждение проектов, все уставшие и счастливые выходят к ночному фонтану и именно в этот момент жизнь мархитектора обретает смысл: пусть получилось не совсем то и не совсем так, как ты задумывал, но ведь получилось, ты сделал, сделал что-то свое, неповторимое, новое! Фонтан тихо урчит, все счастливы, и Мархи, успокоившись, что сдача прошла успешно и жертв нет, ложиться на свой коврик и смотрит сны про свою собачью жизнь…

P.S. Жаль, не удалось упомянуть всех замечательных людей в МАрхИ, просто их очень-очень много.

P.P.S. Особый привет моим друзьям, я очень их люблю…

Местный диалект

Проект – основы архитектурного проектирования, в течение нескольких месяцев происходит придумывание и разработка своего проекта на определенную тему (например, школа, музей, район). Все идет тихо и спокойно, пока не наступает сплошняк. Сплошняк – сплошное проектирование, несколько дней до сдачи мархишник сидит без передыха в своей аудитории и пытается успеть все свои гениальные идеи запечатлеть на подрамнике. Подрамник – деревянная рама с фанерой; на нем, родимом, мы и чертим. Сначала предварительно вымоченная бумага натягивается на подрамник и, когда при высыхании она стягивается, получается идеально ровная поверхность; для каждого проекта натягивается свой подрамник. Понятно? Карандашный чертеж обводится рапидом – рапидографом, потом делается подача. Это может быть либо старая добрая отмывка (послойное нанесение раствора туши), либо аппликация, либо графика. Можно, конечно, делать все на компе. Как правило, к подрамнику делается еще рабочий макет. После сдачи проект срезается резаком в край подрамника и относится на выставку в Белый зал. В конце семестра по проекту проводится клаузура – пяти-шестичасовая итоговая творческая работа на заданную тему. На ней можно оторваться по полной – любая техника, любая подача. Оценивается как раз умение за короткое время выразить свою концепцию – четкую идею. Клаузура должна быть брутальной, чтобы все тащились от твоей имманальности. Объяснить? Контрольная работа должна быть настолько сильной, чтобы все преподаватели оценили, какой ты хороший.

Но если все эти слова так и остались для вас непереводимым «местным диалектом», то перечисленные термины можно заменить одним «шты-дык» – и вас поймут.

http://www.studentoz.ru/article.php?id_article=60 - здесь оригинал статьи.



Фото


Rambler's Top100

Сайт создан в системе uCoz